пятница, 13 декабря 2019 г.

Изучая опыт коллег: урок-игра по басням И.А.Крылова

Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова
 Цель урока: 
  • обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие: 
  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
  • воспитание культуры работы в группе;
  • воспитание интереса к классической литературе.
Оборудование: доска, мел, магниты, детские иллюстрации к басням И.А.Крылова, раздаточный материал для конкурсов.

Ход урока
       1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры  
      2. Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».  
      Для проведения игры класс делится на 2 команды.  
Ход игры
      Описание конкурсов.
      Конкурс «Найди пару»
      Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.
      Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
      Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
   Время выполнения – 3 минуты.
   Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
    Например:
СЛОН
МОСЬКА
СТРЕКОЗА
МУРАВЕЙ
ЗЕРКАЛО
ОБЕЗЬЯНА
ОСЁЛ
МУЖИК
ВОРОНА
ЛИСИЦА
КУКУШКА
ПЕТУХ
    Конкурс «Мораль сей басни такова…»
   Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
   Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня.
Её мораль.

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо!

Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел!

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п.
    Время выполнения – 5 минут.
    Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.
    Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
    Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.
   Примерное время – 10 минут.
   Оценивание по 5-балльной шкале.
   «Конкурс Знатоков».
    Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
   Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.
   Время выполнения – 5 минут.
  Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.
   Например:
   Для команды № 1
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!
  Для команды № 2
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!
   Конкурс «Блиц-турнир»
   Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
   Время выполнения – 5 минут.
   Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
  Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.
  Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.
  В басне используются:
  • диалог;
  • просторечная лексика;
  • особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).
 Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.
 Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.). 
3.  После подведения итогов игры  учитель обращается к строкам П.Вяземского:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Детям задаются вопросы:
- Как вы понимаете строки?
- Согласны ли вы с автором?
- Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
  Также для анализа эффективности урока учитель может предложить детям устно или письменно оценить урок.


Комментариев нет:

Отправить комментарий